Возрождая народные традиции:

Традиционно Старооскольский Дом ремесел сотрудничает с городскими общеобразовательными учреждениями. Уроки народной культуры о традиционных промыслах и ремеслах Белгородчины – это составляющая часть работы Дома ремесел. Целью таких мероприятий является формирование интереса к народным художественным промыслам России, развитие эстетического вкуса, творческой и познавательной деятельности.
С ноября по декабрь 2012 года мастера ДПИ Дома ремесел проводили уроки народной культуры в общеобразовательных школах № 40 и № 28. За время работы более 1500 детей посетили занятия.
Издавна в нашей стране люди занимались художественными промыслами. Материалы использовались самые разнообразные: дерево, ткань, глина, береста, лоза. На уроках дети знакомятся с промыслами и ремеслами, которые были распространены в нашей местности: лоскутное шитье, традиционная русская тряпичная кукла, изготовление русской традиционной обуви, а также с традиционным ткачеством на ткацком стане и бердах, а также самым изысканным видом рукоделия - кружевоплетением на коклюшках.
Ребята познакомились с техникой одного из древнейших видов ремесла - сухого и мокрого войлоковаляния, с принципами работы на гончарном круге и изготовлением традиционной старооскольской глиняной игрушки.
На уроках народной культуры ребята знакомятся с работами, выполненными в различных техниках, узнают о традициях и приемах изготовления изделий, видят процесс собственными глазами, с интересом познают тонкости в работе, накопленные богатым опытом замечательных мастериц.
Уроки народной культуры, безусловно, важны для подрастающего поколения. Это замечательная возможность узнать о богатом нематериальном культурном наследии нашего народа.
Старооскольский Дом ремёсел.
Январь, 2013 г.
Бьют юные родники на Подсередненской земле!
Подсереднее – красивое село Алексеевского района, известное огромным количеством сохранившихся самобытных традиций. В преддверии праздника Покрова Пресвятой Богородицы в Подсередненском Модельном Доме культуры прошло знаменательное событие для всех поколений этого села.
Юбилей творческой деятельности праздновал детский фольклорный ансамбль «Родничок», создателем и бессменным руководителем которого вот уже 10 лет является Любовь Николаевна Рощупкина - энтузиаст по натуре и увлеченный специалист по жизни. Любовь Николаевна не мыслит своей жизни без детей и, конечно, без народной песни. Она так заинтересована делом сохранения фольклора, что ей удалось привить любовь к нему своим детям: Марине и Антону. Хочется сказать, что Антон Рощупкин - звезда Алексеевского района, воспитанник «Родничка», участник телевизионного проекта «Играй, гармонь!» и множества фестивалей и конкурсов, главный герой видеосюжетов на местном телевидении и др.
В этот день Антон вместе со своими друзьями из ансамбля, а также сольно неоднократно выходил на сцену. Но он - не единственное дарование в этом коллективе. В этом смогли убедиться все зрители, пришедшие на праздник в этот день. Юные артисты с удовольствием выходили на сцену, с гордостью демонстрируя свой старинный наряд, и исполняли песни, которым их обучила Любовь Николаевна.
Особое умиление вызвало у гостей выступление дошкольной группы ансамбля-юбиляра. А гордостью стали выпускники – сегодня уже взрослые парни и девушки, узнавшие себя на фото- и видеопрезентациях. Когда они вышли для исполнения сводного номера все вместе, то на сцене совсем не осталось пустого места – вот как много юных подсередненцев за 10 лет почерпнули из «песенного родничка» бессмертной народной культуры.
Не обошлось в этот день без поздравительных слов, цветов и подарков от администрации районного управления культуры и сельского поселения, руководства Алексеевской детской школы искусств, Подсередненской общеобразовательной школы и детского сада, поклонников творчества ансамбля и коллег руководителя.
Добрые слова прозвучали в память о знаменитой землячке, Заслуженном работнике культуры Р.Ф. Ольге Ивановне Маничкиной, многих участниках народного фольклорного ансамбля села Подсереднее, уже ушедших и ныне здравствующих.
Выступление именитого народного фольклорного ансамбля «Цветы солнца» (рук. В. Ходыкина) стало настоящим мастер-классом для участников районного фестиваля детских фольклорных ансамблей. Хочется отметить, что юные артисты детских коллективов из различных сел и Алексеевской детской школы искусств привезли не только поздравления, но и старинные песни, бережно изученные и с любовью исполненные на подсередненской земле. А ведь это очень ответственно.
За участие в фестивале детские коллективы были награждены сувенирами, буклетами «Золотой запас Алексеевской земли», компакт-дисками «Звени, звени, подсолнечная песня». А гости праздника еще раз убедились в красоте юных «солнечных цветов», растущих и прославляющих прекрасную подсолнечную родину предков.
О. Шинкоренко, заведующая отделом Алексеевского ТМЦ.
Октябрь, 2013 г.
Слава Богу, мы - казаки!
26 января 2013 года во Дворце культуры «Оскол» прошел торжественный сбор казаков Белгородского казачьего отдела, посвященный второй годовщине образования станицы «Новооскольская». Возглавил сбор атаман Белгородского казачьего отдела полковник Костюков Евгений Иванович. Почетным гостем сбора был глава администрации Новооскольского района Понедельченко Михаил Николаевич.
Перед началом мероприятия для казаков и гостей был продемонстрирован фильм «Слава богу, мы – казаки!» (автор Шаульский И.Н.) – лауреат областного конкурса «Традиции живая нить – 2011». В ходе торжественной церемонии состоялся праздничный молебен, вручение грамот и присвоение званий, выступили полковник Костюкова Е.И., вахмистр Мишустин К.В. - с отчетным докладом.
После торжественной части, для новооскольцев и гостей города был дан праздничный концерт. Программу открыла лауреат всероссийских и областных конкурсов народной песни Настя Селиванова. Далее программу продолжили детский вокальный ансамбль «Посолонь» (руководитель Новикова Л.В.), солистка Постолова Е., мужское трио в составе Дудникова В., Богданова В., Алехина В., народный вокальный ансамбль «Золотая околица» (руководитель Баркалова Л.И.), народный фольклорный ансамбль «Пролески» (руководитель Шингарева Л.И.), народный хореографический ансамбль «Вояж» (руководитель Головко О.В.).
Каждый коллектив продемонстрировал свои лучшие номера и удостоился громких аплодисментов и возгласов «Любо!»
Своеобразными виновниками торжества в этот день были ансамбль казачьей песни «Поле» и его руководитель Людмила Владимировна Новикова. В их исполнении прозвучало несколько песен, которые уже давно нравятся новооскольским зрителям. Это казачья песня «Во саду вишенка цветет» и песня «Верила». Но в этот день состоялась премьера и новых песен «Страдания» и «Снежочки», которые очень украсили программу. Громких аплодисментов была удостоена красивая вокально-хореографическая композиция «Страдания» с платками.
Двухлетие - дата не большая, но значимая, и казачьим традициям – жить!
Светлана Никулина, Новооскольский район.
Январь, 2013 г.
Подтвердили звание
Фольклорные коллективы сел Афанасьевка, Подсереднее, Иловка участвовали в подтверждении высокого звания «Народный самодеятельный коллектив». Специалистами БГЦНТ, старшими научными сотрудниками Котеля В. А., Кривчиковой Н. В. и ведущим методистом Ревневой Э. В. осуществлен просмотр исполнительского уровня коллективов, сделана запись песенного и обрядового наследия Алексеевского края в ходе проведения творческого отчета.
Алексеевский район.
Февраль, 2013 г.
Восстановим корни свои
В соответствии с областной программой «Сохранение и развитие народных художественных промыслов и ремесел, поддержка производства сувенирной продукции на территории Белгородской области на 2010- 2014 годы» в управлении культуры администрации Вейделевского района в январе дан старт реализации проекта «Куклы наших предков – руками потомков». Инициаторами проекта является управление культуры и МКУ «Районный организационно – методический центр».
Что послужило толчком к созданию этого проекта? Методистами МКУ «РОМЦ» проведен социологический опрос детской и подростковой аудитории Вейделевского района «Наши игры». Результаты оказались плачевными: 73 % респондентов отдают предпочтение компьютерным играм, современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной кукле – отсюда наше здоровье, культура, наш уровень жизни, дети растут «Иванами, не помнящими своего родства…». И это неудивительно. На протяжении многих десятилетий мы пытались разрушить традиции, связывающие нас с прошлым, называя все религиозным «дурманом». И только сейчас, ужаснувшись содеянному, мы начали успешно собирать, словно осколки разбитого кувшина, утерянные обычаи, обряды, праздники. Познание истории родного края позволяет понять, кто мы есть, кто наши предки, что нам завещали лучше оценивать настоящее, предопределять будущее.
И хорошо, что еще живы старики, которые помнят народные обычаи, и есть молодежь, которая влюблена в прошлое, искренне желающая возродить утерянную связь времен, вернуть те обряды, традиции, праздники, которые с годами копило человечество.
Кукла, являясь частью традиционной культуры Вейделевского района, сохранила в своем образе самобытность и характерные черты ее народа.
С целью организации планомерного и всестороннего изучения традиций нашего края методистами «РОМЦ» проведена научно- исследовательская работа по воссозданию народной куклы района. По результатам опроса старожилов сельских поселений выявлено: в Белом Колодезе существовал обычай «Похороны кукушки», который до сих пор бытует и не обходится без куклы. Проводили этот обряд перед Троицей, девочки уходили в лес, водили хороводы, пели песни, кумились, обменивались платками и рукотворными сделанными куклами. В Николаевке по традиции за две недели до рождения ребенка будущая мать помещала в колыбельку куклу-Кувадку; в селе Малакеево при проведении свадебного обряда новобрачным вручали
куклу Неразлучник, всем своим видом показывающую важность и долговечность этого события.
Целью проекта «Куклы наших предков – руками потомков» является: воссоздание народной куклы Вейделевского района, открытие студии «ВозРождаю» и ее филиалов в городском и сельском поселениях. В данном направлении пройдут обучение 20 мастеров, которые, в свою очередь обучат в 18 филиалах 320 несовершеннолетних и взрослых. Охват населения услугами проектной деятельности рассчитан на аудиторию не менее 2500 жителей Вейделевского района.
Согласно календарному графику работ по проекту рабочей группой разработано 10 мероприятий, включающих значимые этапы работ:
- организация и проведение исследовательских экспедиций в селах Белый Колодезь, Клименки, Большие Липяги, Долгое, Малакеево, Николаевка, Зенино, Закутское, Дегтярное, Ровны, Солонцы, Попасное, Белый Плес, Банкино, Галушки, п. Викторополь, х. Попов.;
- разработка и выпуск методического пособия по изготовлению народной куклы;
- обучение специалистов по изготовлению старинной, народной куклы, проведение мастер-класса;
- создание студии и 18 филиалов, участие в районных и сельских выставках декоративно-прикладного творчества.
Реализация проектной деятельности рассчитана на период с февраля 2013 года по 10 апреля 2014 года, согласно календарному плану- графику запланировано 11 мероприятий культурно-досугового направления.
Результатом реализации проектной деятельности будут организация и проведение межрайонного «Праздника кукол», выставка народной куклы, применение изготовленных кукол на мероприятиях, проводимых учреждениями культуры с использованием старинных обрядов (имя наречения, бракосочетания, праздника сел, Дня урожая).
Продукция будет реализовываться в сувенирной лавке Дома ремесел, на районных, областных и международных выставках декоративно-прикладного творчества.
Уверена, что сегодняшние учащиеся смогут сохранить эти знания, умения и навыки изготовления традиционной куклы и передадут этот опыт последующим поколениям.
Долгополова Е., методист МКУ «Районный организационно-
методический центр» пос. Вейделевка.
Февраль, 2013 г.
«Лёли, лёли, лёлюшки» - пролетают южнорусские песни над Белгородской землей
Карагодные песни «Ой на горе лён, лён» и «Ой, по лугу да по зеленому» считают одними из лучших образцов фольклора, которые исполнялись в старину на пропое – через несколько дней после сватовства жениха и невесты. Пропой в свадебном обрядовом цикле означал бесповоротность судьбы обоих молодых – после него уже нельзя было отказываться от свадьбы и друг от друга. В этих песнях поется о том, что нужно делать невесте в семейной жизни: «рано вставать, печку топить, князя младого Иванушку Иваныча кормить…». В Белгородской области можно найти не так уж много «пропойных» песен. А вот в селе Черкасское Яковлевского района, где живут и здравствуют его старожилы, до сих пор «играют» эти песни. Кстати, народное выражение «играть песню» – означает не просто воспроизводить её поэтический и музыкальный тексты - оно показывает отношение к самому процессу пения и к песне. Это дошедшие до нас песни далеких предков – крестьян, южнорусских колонистов (земледельцев, стрельцов, пушкарей), осваивавших четыре века назад «дикое поле» и заселявших наш порубежный край.
В уже четвертой по счету фольклорно-этнографической экспедиции в Яковлевский район, – самый неотдаленный район области, где сохранилось немного обрядовых песен, а в основном бытует поздняя лирика, – специалистам Белгородского государственного центра народного творчества удалось записать в конце февраля более 80 традиционных народных песен и обрядов в селах Кустовое, Серетино, Мощёное, Новая Глинка, Черкасское и Верхний Ольшанец. Более 30 образцов песенного фольклора – в селе Черкасское.
В этих селах, как и во всём нашем Белгородско-Курском регионе, издревле играют сезонные хороводные песни и водят сезонные танки и карагоды (разновидности хоровода: карагод – это пляска в хороводе, движение по кругу; танок – ленточный хоровод, где тоже возможны элементы пляски), тесно связанные с праздниками народного календаря и земледельческими традициями.
Яркие, звонкие, русские напевы самобытных мастеров народного пения Веры и Марии Сальтевских и Ольги Романьковой знают и слушают все в районе, и, какое счастье, молодые односельчане воспитаны на их песнях, широких, раздольных. Народные исполнительницы, – старожилы села Черкасское в третьем поколении, – говорят, что песенные традиции своего края впитали с молоком матерей. «Мы с детства поем. Раньше наш фольклорный ансамбль украшали восемь певиц, сегодня нас осталось три. «Пока живем, лучшие песни мы передаем молодым…», - рассказывают фольклорные певицы. Благодаря им всё ещё живёт певческая исполнительская традиция села Черкасское.
В день фольклорной экспедиции в село хранительницы фольклора пришли в сельский клуб в старинной народной одежде, которая лежала, по их признанию, в сундуках «почти двести лет». «В них родители когда-то в праздники выходили на луг к берегу реки и плясали, устраивали народные игры и забавы, – рассказывают участницы фольклорного ансамбля. – Определенному годовому празднику соответствовали определенные песни и танцы».
Одетые в праздничные домотканые льняные рубахи и косоклинные сарафаны, украшенные парчой, лентами, бархатом и красным штофом, певицы показали нам старинные «зямчужные» украшения на груди. «Раньше мы сами ткали, пряли наряды. Если не было у девушки приданого, то ее никто не хотел брать замуж, и считали ее дурой», – вспоминает молодые годы Мария Евдокимовна. «В послевоенное время, в голодовку мой отец целый мешок нарядов отвез на базар, а так бы сохранилось много платьев до сегодняшних дней», – рассказывает Вера Егоровна, запевала ансамбля. «А вот так, «с подтыком» можно было когда-то носить сарафан», – показывает Ольга Ермолаевна красиво вышитый подол рубахи, «подтыканный» спереди и сзади.
….Спустя минуты сельский Дом культуры наполнился волшебными звуками и выразительными мелодиями старинных песен, на несколько часов фольклорные исполнительницы перенесли нас в широкие просторы полей, лугов, к нашим добрым, трудолюбивым предкам – многочисленным потомкам славян с их сакральной любовью к своему ближнему, родному краю, предкам, с высокими традициями, умеющим творить, созидать культуру.
Наши певицы вспомнили календарно-обрядовые, семейно-обрядовые и необрядовые песни (хороводные, плясовые, лирические, и др.), которые, на первый взгляд, трудно вспомнить – обрядовые песни каждый год исчезают, а в Яковлевском районе, как отмечают специалисты, этот процесс продвинулся, и на их место пришла поздняя лирика. «Но несмотря на то что наиболее ценными для исследований истории развития фольклорных традиций являются более древние песни – обрядовые, важно записывать весь фольклор, в том числе и необрядовый, и поздний, и вообще все, что исполняют информаторы – для изучения развития и трансформации традиций района», – говорит Валентин Котеля, старший научный сотрудник Белгородского государственного центра народного творчества, исследующий фольклорные традиции Белгородского края.
Чтобы вспомнить все песни, народным певцам нужны развитое ассоциативное мышление и хорошая память – не стоит забывать о том, что в далекие времена традиционная народная культура передавалась устным путем и регулировалась обычаями и обрядами (так что подсказки для певиц – обряды). Некоторые певуньи, бывало, два года вспоминали несколько строк из песни (к примеру, Екатерина Москвитина, старожил села Верхний Ольшанец, очень долго собирала мысленно слова лирической песни «Зелена рощица рано расцвела»). Каждый год специалисты сектора исследования традиционной культуры БГЦНТ записывают новые (для специалистов), но хорошо забытые старые образцы песенной традиции района, и каждый раз – будто в первый. «В село Черкасское наши сотрудники ездили записывать фольклор в 1995, 1996 и 1997 годах. Как правило, мы всегда ездим в одно и то же село, - рассказывает Валентин Котеля. – И в каждой новой поездке мы всегда диву даемся – исполнители вспоминают всё новые и новые песни (оказывается, исполнительницы в своем селе всегда передают свой дар молодым подругам), а старые песни поют по-другому. Последнее можно объяснить вариативной природой фольклора. По истечении нескольких лет, когда люди старшего поколения уходят из жизни, то кажется, будто фольклора в селе уже не осталось, поскольку исчезли его носители. Однако фольклористы, возвращаясь в это село, снова записывают фольклор от людей старшего поколения – тех самых, что раньше были молодыми и «не знали» фольклора».
В фольклорных экспедициях, ведущих свою родословную на Белгородчине с 1958 года (ещё со времён музоковедов-фольклористов Анны Рудневой, Вячеслава Щурова), специалисты БГЦНТ научили народных исполнителей вспоминать старинные тексты, песни, обряды, и др. Главное, связать их воспоминания с обрядовой, земледельческой культурой, народными праздниками да и просто с событиями их личной жизни.
С певицами из села Черкасское мы окунулись в многообразный мир музыки и записали несколько десятков народных песен, с главными героями Митрофанушкой, Николаюшкой, Иванушкой и др.; увидели в их исполнении народную хореографию, традиционную для этого края. Каждая из старожилок помнит, как в Масленицу родители собирались в танки и пели хороводную песню «Ой, вутка ты, да вутушка». А зимой, в святки, выходили на улицу и пели святочную карагодную песню «А за речкою солдат». Когда снег выпадал, то все шли на улицу и пели протяжную «Да выпадала белая пороша». «Но эту песню больше мужики играли, – подсказывает Вера Егоровна. – Нас же, девок, как зазывали – в окно бросят снежок, да на кровать упадет комок, – так и выкликали на улицу».
«Протяжную «Ой, зашло солнушко» и карагодную «Ой, куделя-куделичка моя» пели в любое время года, сидя на завалинках или пускаясь в пляс», – пели и рассказывали исполнительницы, изредка делая шаги с прибивом в лад песне. «Танки водили весной и летом, – попутно увлекали рассказом певуньи в мир народного танца и на наших глазах импровизировали, выделывали ногами разные рисунки, &‐ движение в этом танце всегда напоминает плетень. А карагоды плясали по кругу под песню».
Казалось, нет конца и края свадебным песням, которые ещё очень хорошо помнят мастера народного пения. «Раньше всегда пели, бесконечно, каждый день, каждую минуту», – рассказывают исполнительницы. Местный свадебный песенный репертуар, как оказалось, здесь очень богат – мы услышали яркие и самобытные величальные, плясовые, повивальные, корильные песни. Слушая их, в голове то и дело рисовались маленькие обрядовые спектакли: сватовство, пропой, смотрины, свадебная неделя, выкуп постели, девичник, первый, второй, третий день свадьбы и обнедельки (через неделю близкие родственники жениха и невесты приходили в дом к молодоженам и за столом пели им величальные песни). «Ой, верба моя вербица» - пели, когда шли за женихом и везли к невесте, - рассказывают местные певицы. - Когда жених приезжал за невестой и стоял в дверях, то пели «Как у ласкова тестя». Когда жених с дружкой (это друг жениха, который торгуется за невесту от его имени, и активно участвует в обряде) выкупали невесту, то все пели «Ой, боры мои борами», сходились в хоровод и притоптывали. Когда жениха впускали в хату, а дружка выкупал косу невесты, то ее подруги пели свадебную корильную «А табе, дружилушка». А песней «Прилетела серая гусынька» встречали невесту в доме жениха. На свадьбе всё время пели, но больше, конечно, на княжон – в первый день свадьбы, после того как невесту повивали».
«Песни все жизненные», – говорит Ольга Ермолаевна. – Одну песню петь – ей конца нет!». Рассказать песню от начала до конца – и дня не хватит!», – продолжила Вера Егоровна, и все в три голоса запели очень красивую, лирическую, протяжную песню «Летел ворон через сад зеленый», и напоследок «жигалики (танцы) добили до конца», сомкнувшись в последнем в тот день карагоде.
Сколько жизни в этих старинных песнях и в тех, кто сегодня их исполняет, чьи щеки покрыты розовым румянцев и глаза полны блеска! В ту минуту казалось, будто границы народного творчества бесконечны, а сердца его гениев – бездонны. А фольклорно-этнографическая экспедиция – сиюминутное драматическое действо, где исполнительницы песенного фольклора – артисты, а фольклористы – зрители. Перед глазами то и дело оживала сказка с красными девицами, бесконечно поющими «Лёли, лёли, лёлюшки» – «лелёшные» песни, или по-другому «лёлюшки» (говорят, Лель – бог жизни, которого почитали наши предки во время обрядовых действ). Сказку показывали, рассказывали, или по-старинному - «баяли», да песни играли простые бабушки, почитающие традиции предков, широкая русская душа – живое воплощение высококультурного произведения народного искусства.
…Записанные образцы фольклора в уже более чем четырёхсотой фольклорно-этнографической экспедиции, по традиции, опубликуют в очередном выпуске «Экспедиционной тетради» – сборнике научных статей и фольклорных материалов с анализом традиционной культуры района Белгородской области, который содержит подлинные расшифровки лучших образцов фольклора. Надо сказать, первая «Экспедиционная тетрадь» появилась в 1997 году – набранный на печатной машинке сборник был посвящен женскому головному убору «Сорока» (составитель – старший научный сотрудник Елена Кротова). Сегодня в области уже около 30-и экспедиционных тетрадей, некоторые из которых переизданы и дополнены новыми исследованиями.
…Но прежде образцы традиционной культуры – по-научному «объекты нематериального культурного наследия», – должны пройти обработку, письменную расшифровку, каталогизацию, классификацию и оцифровку, на что у специалистов уходит очень много времени. Сегодня на полках белгородских фольклористов-этнографов – около десяти тысяч образцов фольклора, которые давно обработаны, а некоторые – опубликованы в научно-методических и репертуарных сборниках. И каждая новая экспедиция в районы обнаруживает новые образцы и заново поглощает время фольклористов. Так что процесс этот вечный – продлится ровно столько, сколько проживет фольклор (народная мудрость), но последний, по уверению этнографов, бессмертен.
Казалось бы, кропотливую и трудоемкую работу фольклориста мог бы сделать компьютер – так давно и далеко шагнула цивилизация – но это невозможно. «Фольклорную песню невозможно расшифровать с помощью какого-либо устройства, – рассказывает о проблемах обработки образцов фольклора Валентин Анатольевич. – Очень трудно восстановить, опознать, определить лад в песне. Другая особенность рашифровки в том, что в текстах народных песен много диалектных слов. И в экспедициях всегда важно узнать их значения. А еще у бабушек плохая дикция – из-за преклонного возраста». Специалисты по фольклору БГЦНТ расшифровывают (нотируют) далеко не все записанные образцы, а только те песни, которые отобраны для издаваемых книг и сборников – лучшие образцы фольклора.
Абсолютное большинство зафиксированных образцов фольклора, хранящихся в БГЦНТ, в настоящее время оцифровано, каталогизировано и внесено в электронную базу данных. Кроме того, они отражены в Едином реестре нематериального культурного наследия Белгородской области, созданном в 2010 году. Примечательно, что на всероссийском уровне подобное издание (только в электронном виде), – Единый реестр объектов нематериального культурного наследия (ЕРОНКН), или как его ещё обозначают Электронный реестр объектов нематериального культурного наследия (ЭРОНКН), – появилось позже, так что в этом смысле Белгородская область &‐ первая ласточка в России. Поэтому Государственный Российский Дом народного творчества рекомендует многим регионам РФ обратить внимание на положительный и передовой опыт нашей области. «Это первое в нашем регионе издание (и в России!), где в виде таблицы отражены данные о зафиксированных образцах фольклора Белгородчины, – рассказывает составитель проекта регионального Каталога Валентин Котеля. – Издание содержит всю основную информацию об имеющихся в записи образцах фольклора, хранящихся не только в Белгородском государственном центре народного творчества, но и в учреждениях культуры и образования Белгородской области, в задачи которых входит запись, систематизация, хранение, изучение фольклора».
Исследование традиционной народной культуры нашей области продолжается. Уже скоро, в мае планируется фольклорно-этнографическая экспедиция в сёла Ракитянского района.
Каждая запись, по словам исследователей, - это документ эпохи. «Зафиксированный образец фольклора уже принадлежит истории, и по нему будут судить о состоянии традиции в наше время, - говорит Валентин Котеля. - Надо подчеркнуть, что ценностью для науки обладает каждый зафиксированный образец фольклора – даже неполный вариант песни, пробы запевов, ошибочные куплеты (строфы), попытки вспомнить текст или напев и т.д. По ним исследователи будущего смогут восстановить процесс исполнения, вспоминания, формирования вариантов песни, формообразования и т.д. Когда исчезнут последние проявления традиционного крестьянского фольклора, уйдут его носители, то специалисты будут изучать культуру прошлых эпох только по сохранившимся записям, которые станут поистине бесценными. Тогда каждая запись будет иметь исключительное научное значение, даже если это всего лишь некоторые комментарии исполнителей, на наш взгляд малозначительные».
Анна Воробьева, редактор Белгородского государственного центра народного творчества.
Март, 2013 г.
«Раданица» отмечает юбилей
9 марта свой 10-летний юбилей отметил народный ансамбль «Раданица» Красненского районного Дворца культуры, руководителем которого является Светлана Васильевна Пашкова.
Празднично украшенный зрительный зал едва смог вместить гостей и местных жителей, пришедших в Красненский Дворец культуры.
Жители Красненского района не понаслышке знакомы с творчеством ансамбля.
История этого замечательного коллектива началась 10 лет назад. В первый состав ансамбля вошли 13 человек. Люди разного возраста, сфер деятельности и профессий сплотились в творческий коллектив самобытных артистов. Так в Красненском районном Дворце культуры под руководством Светланы Пашковой начал свою работу вокальный ансамбль народной песни «Раданица, что в переводе со старославянского означает «радость возрождения», «новая жизнь».
В репертуаре плане ансамбля преобладает музыкально-песенный материал Красненского района. Эта часть фольклора центральной России долгое время оставалась в тени, но опыт, творческий потенциал, талант исполнителя и наставника Нины Ляховой и Александры Андриановой способствовал внедрению и развитию этого пласта народной мудрости.
С каждым годом повышался исполнительский уровень коллектива, расширялся его репертуар, зарождались новые, и укреплялись старые традиции. От концерта к концерту ансамбль всё увереннее завоёвывал симпатии зрителей.
Признанием исполнительского мастерства ансамбля стало присвоение ему в октябре 2004 года звания «Народный самодеятельный коллектив».
Яркой творческой жизнью живёт этот коллектив. В их альбоме хранятся фотографии, запечатлевшие участие в различных мероприятиях: международные фольклорные фестивали в городах Орёл, Калач, Светлогорск, Полтавской и Астраханской областях; конкурсы в городе Белгороде, Ракитянском райноне; участие в районных мероприятиях; музыкально–песенное оформление юбилеев, чествование долгожителей, многодетных семей, участие ансамбля в свадебных мероприятиях и в торжественной регистрации новорожденных; обряды «повивания» невесты, выкуп приданого, величание молодых, шуточные розыгрыши, встреча свадебного поезда в сопровождении традиционных свадебных песен и плачей, придают особый колорит любой свадебной церемонии.
Не раз ансамбль отмечался благодарностями главы администрации Красненского района за большой вклад в пропаганду и развитие самодеятельного художественного творчества, формирование культурной среды, активное участие в подготовке и проведении праздничных мероприятий.
В юбилейный день слова поздравлений рекой лились со сцены Дворца культуры в адрес именинников. Здоровья, творческих успехов и неугасаемой энергии пожелал участницам ансамбля глава администрации Красненского района А.Ф. Полторабатько.
Слова благодарности коллективу за его бескорыстную любовь к песне прозвучали из уст исполняющего обязанности начальника отдела культуры Н.Н.Корнева.
В адрес юбиляров прозвучали поздравления от народного ансамбля «Красняночка» Марины Гайдановой.
В исполнении народного ансамбля «Горница» Дворца культуры города Строителя и фольклорного коллектива Афанасьевского Дома культуры прозвучали музыкальные поздравления.
В этот день ансамбль «Раданица» показал свои лучшие номера, вложил в исполнение песен свою любовь к ним, всю полноту души.
Много наград у народного ансамбля «Раданица», но самая дорогая - признание земляков, которых радует их творчество, воспевающее родное село, красоту родного края.
Кудинова Т.А., методист ТМЦ, Красненский район.
Март, 2013 г.
Маничкины чтения
14 и 15 марта на базе Белгородского государственного института искусств и культуры с большим успехом прошла Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «Народное певческое искусство: традиции и современные тенденции» (в рамках V научно-творческих «Маничкиных чтений»).
В пленарном заседании конференции с научными докладами выступали лучшие фольклористы области и России. В научно-творческой лаборатории «Музыкально-обрядовый фольклор Юга России в социокультурном пространстве региона» приняли участие аутентичные и репродуцирующие фольклорные коллективы области. В этом году Новооскольский район представляли наши знаменитые, уважаемые народные коллективы: фольклорный ансамбль «Прялица» Богородского Дома культуры (руководитель Новикова Марина Ярославовна) и фольклорный ансамбль «Реченька» Макешкинского Дома культуры (руководитель Ряба-Неделя Светлана Львовна).
Конечно, участникам коллективов было очень волнительно выступать перед столь компетентной аудиторией, ведь в зале собрались настоящ‐ие профессионалы-фольклористы: преподаватели БГИИК, фольклорных отделений Детских школ искусств об ‐ласти, гости из Москвы, Орла, Курска, Харькова, да иassets/images/VESTNIK 2013/50.jpg400assets/images/VESTNIK 2013/50.jpg400assets/images/VESTNIK 2013/50.jpg40p0assets/images/VESTNIK 2013/50.jpg400 просто студенты. Но волнение было напрасным - переполненный зал института с восторгом принимал каждую песню самобытных коллективов.
Особого представления был удостоен фольклорный ансамбль «Прялица» Богородского Дома культуры. На сцене коллектив представила наша землячка, уроженка поселка Полевой Богородского округа, а ныне заведуюшая кафедрой искусства народного пения БГИИК, кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный работник культуры РФ Жирова Ольга Яковлевна. Кстати, еще одна уроженка этого села, молодая и очень талантливая Ольга Владимировна Щербинина также является преподавателем этого института, руководителем фольклорного ансамбля «Лазоревый цвет», участницей прославленных белгородских коллективов «Пересек» и «Белогорье».
Вот такие замечательные люди, коллективы бережно хранят, развивают традиционную народную культуру и прославляют наш родной край.
Светлана Никулина, Новооскольский район.
Март, 2013 г.
Песню нужно понимать душой…
Неповторима и самобытна народная песенная культура Белгородчины, удивительным образом сохранившаяся и дошедшая до наших дней в первозданном виде, пройдя многовековую историю, передаваясь от поколения к поколению, от одного певца к другому.
По словам кандидата искусствоведения Светланы Леонидовны Браз, фольклорно-песенное творчество - это искусство, прежде всего ансамблевое, но коллективный характер создания и бытования фольклорной песни не означает нивелирование творческих возможностей участников этого процесса: чем более художественно он одарён, чем глубже постиг тайны мастерства народного песнетворчества, тем более ощутим его вклад в песенную культуру.
Одна из таких самобытных исполнительниц - самородков, жительница села Сетище Красненского района Татьяна Фёдоровна Глотова - наставник и организатор фольклорного ансамбля «Горенка».
Родилась Татьяна Фёдоровна 21 октября 1937 года в с. Готовьё Красненского района. Мама - Фёкла Стефановна - работала в колхозе, отец – Фёдор Петрович, как и в большинстве семей в то время, погиб на войне. Жили не богато, большой семьёй в старенькой хатёнке. Хорошо жили, дружно. Мама любила говорить, что всё её богатство - это дети, внуки и правнуки. Как рассказывает нам сама исполнительница - в селе Готовьё всегда много пели. С ранних лет даровитой Татьяне приходилось участвовать в сельских праздниках, свадьбах, беседах. Без неё не обходилась ни одна «широкая вулица» (народное гулянье с хороводами, песнями, частушками). По словам Татьяны Фёдоровны - « Гуртом пели, плясали, кто кого перепляшет, меня никто преплясать не мог...».
Однажды на сельской свадьбе познакомилась с гармонистом Васил

Просмотров: 1187

Дата: Воскресенье, 13 Апреля 2014